Жемчужина Земли Русской

2845

 

Валентина Толкунова... В том песенном многоцветье, которым богата наша страна, отчетливо слышен и её неповторимый голос. Чем дорог он людям? Почему отзывается он добром и светом в сердцах многих и многих почитателей таланта певицы?

 

Журналист, приехавший за город в зимнюю пору брать у Толкуновой интервью, пишет: „И прямо с жестокого январского мороза попали мы в тепло гостеприимного дома, согретого песней". Так и в своем искусстве Толкунова ведет за собой слушателей в дом, согретый песней.

 

На протяжении теперь уже немалого творческого пути к певице обращались и корреспонденты, и слушатели с просьбой рассказать о себе, о своей работе. Встречи, беседы, интервью с артисткой, рецензии на её выступления, опубликованные в печати, хранят живое, непосредственное впечатление от только что прошедшего концерта или спектакля, от только что услышанного слова певицы.

 

Так пусть же сама Валентина Васильевна Толкунова поведет нас по дорогам своей счастливой и нелегкой артистической судьбы.

 

- Мои родители жили на Волге и в Сибири. Места эти привольные, простора много, а люди-то какие - волжане да сибиряки! Выросла я в семье железнодорожников, где все любили петь.

 

Воспоминания о детстве воскрешают в памяти Толкуновой народные песни, которые слышала она от своей бабушки Анисьи Никаноровны и матери Евгении Николаевны. „Меж высоких хлебов затерялося", „По Муромской дорожке"... Задушевность и мудрость народная, несказанная красота мелодии открылись ей в русской песне. И когда теперь Толкунову спрашивают: „В чем секрет современного звучания ваших песен? Проходит и пять, и десять лет, а они почему-то не забываются", она отвечает так:

 

- В моем репертуаре есть песня „Как по морю". Её напела мне сибирячка Аграфена Оленичева. И как внимательно душой слушают песню и пожилые люди, и молодежь. Это - народная песня, и, значит, над нею не властно время. Думаю, что именно в песнях, которые сочинил народ, и прочитывается история страны.

 

Потребность выразить себя в песне привели школьницу Валю Толкунову в детский хор Центрального Дома железнодорожников, которым руководил Семен Осипович Дунаевский. Навсегда сохранит Валентина Толкунова чувство благодарности к своему первому педагогу-хормейстеру Татьяне Николаевне Овчинниковой.

 

- В десять лет меня по конкурсу приняли в хор. Это были незабываемые уроки любви к музыке. К нам приходили   на   занятия   известные   музыканты:  Д.Б.Кабалевский,  В.Г.Соколов,  Ю.М.Чичков и многие другие. Мы пели кантаты, русские народные песни,полифоническую музыку, записывались на радио и телевидении  с  лучшими  эстрадно-симфоническими  оркестрами  под  управлением  Ю.Силантьева, А.Жюрайтиса, выступали на лучших концертных площадках нашей страны – в Колонном зале Дома союзов, в только что открывшемся Кремлевском Дворце съездов. Возникала атмосфера удивительного мира музыки.

 

Благодаря влиянию Т.Н.Овчинниковой мне захотелось стать дирижером-хоровиком, и я стала им, закончив Музыкальное училище им. Гнесиных и Московский государственный институт культуры.

 

Годы учебы, годы становления, обретения своего творческого лица.  Начинает определяться русский напевный склад ее дарования. Именно в это время в судьбе артистки происходит неожиданный поворот – неожиданный только на первый, поверхностный взгляд.

 

В 1966 году композитор и дирижер Юрий Саульский организует первый в нашей стране вокально –инструментальный оркестр (ВИО – 66). Толкунова была приглашена в вокальную группу на партию первого сопрано.

 

- Я пела в вокальной группе, состоящей из восьми человек, которая была частью большого оркестра.  Джаз захватил меня своей глубиной, импровизацией, свободой музыкального мышления, стал для меня тем, в чем я могла, как мне тогда казалось, найти себя и раскрыться. Я до сих пор люблю слушать джазовую музыку, хотя пою в другой манере, хожу на все джазовые конкурсы.

 

Пять лет были отданы этому ансамблю. Они обогатили творческую палитру певицы современными красками – острыми ритмами, смелыми тембровыми сочетаниями, контрастными гармониями. Обращаясь памятью к этому периоду своего творчества, Толкунова убежденно говорит:

 

- Ю.С.Саульский воспитал многих джазовых музыкантов, известных ныне. Именно Саульский окунул меня в атмосферу эстрадного искусства и помог мне стать настоящим музыкантом, так как годы учебы совпали с годами работы в ВИО – 66. А с джазом я и сейчас стараюсь не расставаться. В моих программах есть песни, которые я заканчиваю в джазовой манере.  

 

В 1971 году ансамбль перестал существовать. Что делать дальше? Настало трудное время сомнений, раздумий, поисков. 

 

- Песни я пела только дома с мамой да в хоре вне программы. Инструментальную музыку петь одна не могла, и создался квартет. Пели мы хорошо, но никому не были нужны.

 

И вот однажды раздался телефонный звонок. Композитор Илья Катаев предложил озвучить новый телевизионный фильм „День за днем" М.Анчарова.

 

- После джаза перейти на совершенно иной репертуар - лирические песни в духе народных... Но я все же согласилась, хотя и мало верила в успех. С радостью взялась за эту интересную работу, так как там пришлось петь фуги, вокализы, впервые много песен: „Я ночью шла по улице", „Звук шагов", „Мне приснились сырые проталины" и другие. Первая моя пластинка на фирме „Мелодия" вмещала в себя эти мои первые песни. Что было потом? В фильме прозвучала песня „Стою на полустаночке" в исполнении Н. Сазоновой. Да и мне самой запала она в душу - немудреная, распевная, про судьбу простой женщины.

 

В авторском концерте композитора И.Катаева эту песню пела я. С ней же я выступила в телевизионном конкурсе и завоевала 1-е место.

 

Полнота чувств, с какой откликнулась душа самой артистки на эту простую русскую песню, подсказала ей и собственный путь.

 

- После фильма „День за днем" я уже понимала, что не смогу петь в джазовом ансамбле. Хотелось чего-то другого.

 

Возникали новые и новые творческие пробы, но их направление было угадано...

 

- Попыталась создать свой квартет - неудача. Не получилось. Что дальше? Копировать известных певиц, подражать им, стремиться стать такой же, как признанные?

 

Мой первый выход на сцену в качестве певицы состоялся в 1972 году на творческом вечере поэта Л.И.Ошанина, где я спела песню В.Шаинского „Ах, Наташа". Льва Ивановича Ошанина считаю своим „крестным отцом".

 

Но вот настал день, когда песня, неповторимая, единственная, „её" песня, нашла Валентину Толкунову.

 

- "Валя, песня для вас есть," - сказал мне композитор Павел Аедоницкий... Когда я прослушала песню, будто что-то пронзило меня - радость ли, восторг, вдохновение. Песня „Серебряные свадьбы" на стихи Екатерины Шевелевой стала, по сути, моим творческим рождением. Все в ней было мое - и глубина, и теплота, и история. С этого, наверное, и начался мой путь к лирической задушевной русской современной песне.

 

Уже в начале этого пути пришел подлинный успех, а с ним и популярность. Первое исполнение своих произведений стали доверять ей многие известные композиторы. Исполненные Толкуновой песни как бы обретали крылья и легко летели к людям, подхватывались ими. Кто их не знает? „Деревянные лошадки" М.Минкова,  „Старые слова"  О.Фельцмана,  „Где ты раньше был"  и  „Песенка без конца"  Э.Колмановского, „Я не могу иначе" А.Пахмутовой, „Вечер школьных друзей" А.Морозова, „Сережа" Л.Квинт, „Поговори со мною, мама" В.Мигули, „А любовь-то лебедем" А.Монасыпова... Одна за другой „пропеваются" они внутренним голосом, и из них словно вырастает образ русской женщины - нежной, несуетной, несущей миру веру в жизнь.

 

- Каждая песня - это судьба! И только о чувстве надо петь. Я рада, что избежала песен-лозунгов, а всегда пела о людях, об их радостях и переживаниях.

 

После гастролей артистки в Пскове местная газета писала: «Её мелодии легко запоминаются, поются. А за простыми проникновенными словами стоит открытая русская красота, величавость. Подчас забывается фильм, в котором звучала песня, имена её авторов, но остается образ, созданный певицей, остается "песня Толкуновой". В этих словах слушателей признание художественной и нравственной цельности созданного ею образа. Сама Толкунова так говорит о своей творческой устремленности:

 

- Меня всегда интересовала наша русская песня. Горжусь принадлежностью к русскому народу, не хочу и не пытаюсь быть „иностранкой" ни в песнях, ни в одежде, ни в прическе. Главная моя тема - доброта, движение человеческого сердца к радости, ласке.

 

Как видим, то, к чему стемится артистка, дорого и ее слушателям.

 

Естественно, просто, легко льется песня Толкуновой... А легко ли это дается?

 

- Естественность усилий не требует, какая я на сцене - такая и в жизни. А вот работа над песней - огромный труд.

 

И начинается этот труд с поисков „своей" песни.

 

- Мне, чтобы выбрать „свою песню", надо ею заболеть, она должна звучать во мне в любое время... Песню В.Мигули и В.Гина „Поговори со мною, мама" первой пропела своей маме. Она плакала, и я как-то сразу поняла, что такая женская исповедь тронет многих женщин. Иначе было с песней М.Минкова и И.Шаферана „Если б не было войны". На Сочинском фестивале (была на нем в составе жюри) спела её как романс. И почувствовала, что не так. О трагедии многих русских женщин так не пелось. Стала искать новые тональности, новые акценты... Интересна судьба песни „Обыкновенный человек". Выступала перед ветеранами войны, и тогда же они мне сами её спели. Сказали, что авторы - фронтовики, а вот имен их не знают. Я теперь часто пою эту песню в своих концертах. Искала авторов, просила откликнуться, но... Думаю, что эта песня написана на фронте одним из офицеров, а потом она стала звучать как народная.

 

Многие месяцы, из которых иногда складываются и годы, уходят у певицы на оттачивание мастерства исполнения, абсолютной выверенности каждой ноты.

 

- Получаешь от композитора клавир, а песня не выходит. Что-то перекраиваешь так, как тебе ложится на сердце. Внутреннее чутье подсказывает более точные интонации. Зритель ведь сразу улавливает любую фальшь.

 

Поистине памятной вехой в жизни Толкуновой стало её знакомство в 1975 году с замечательным пианистом Давидом Владимировичем Ашкенази, которого называют „энциклопедией советской эстрады" и „человеком-оркестром". Их творческое родство обнаружилось сразу. Обоим оказались близки и дороги традиции русской песенной культуры, представленные в свое время блистательными именами Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина. В исполнении Толкуновой современному слушателю вновь открылись своеобразие и глубина старинного романса, музыкальной новеллы, баллады, городского фольклора.

 

Шли годы, и лирическая героиня Толкуновой, не изменяя своему существу, приобретала новые качества. За непосредственностью её чувств стало отчетливо проступать осмысление времени, эпохи, в которую она живет, за её индивидуальной судьбой - судьба поколений, и шире - судьба мира на земле. В репертуаре певицы появилась тема, казавшаяся многим ей несвойственная, а для неё самой щемяще-дорогая - это тема, посвященная Отечественной войне, её ветеранам.

 

- И тут тянутся ниточки к детству, к семье. Всю войну до Берлина прошел мой отец, воевали оба деда, один из них еще с Чапаевым. В честь деда и сына своего назвала Колей. А к ветеранам всегда питаю огромное уважение.

 

Естественно, что пора новых мыслей и чувств лирической героини Толкуновой, её духовная зрелость пришли к ней с песнями о войне.

 

- Я даже точно знаю время, когда это произошло - в 1981 году. После песни „Если б не было войны" я почувствовала, что петь как прежде - не могу. Словно выросла - эта песня изменила и мое понимание современной эстрады и меня самое. Чувствовала, что петь просто лирически-созерцательно, как раньше, - не сумею. Что в каждой песне должна существовать проблема, и проблему эту я должна нести к зрителю не только как певица, но и как актриса драматическая. Но это все относится к тому как петь; что петь - для меня совершенно ясно... Мне очень нравятся слова французского философа и писателя XVI века Мишеля Монтеня. Он писал, что у людей разные языки, разные профессии, разные взгляды, и нужно стремиться прежде всего найти один общий язык, идущий от чистого и открытого сердца. Тогда сгладится разность убеждений и положений и откроется общность. Думаю, что самый хороший язык для понимания общности нашей человеческой - это песня. В ней мелодия сама настраивает наши чувства на общий лад.

 

Если б не было войны" - это песня-исповедь о женской судьбе, опаленной войной.  Лирический разговор, который вела Толкунова со своей современницей, приобретает драматическую интонацию, наполняется гражданским звучанием. Концертные программы стали строиться так, чтобы с наибольшей полнотой выразить свой, найденный и выверенный годами стиль  - и в тематике, и в манере исполнения.

 

- Я стремлюсь, чтобы в концерте было два раздела: русские песни, исконные, без стилизации и современные эстрадные лирические песни, в основе которых должна лежать большая человеческая тема, выраженная с искренним чувством.

 

„Монолог женщины", „Я не могу иначе", „Во всем мне хочется дойти до самой сути", „Сердечный разговор", „Ожидание" - эти песенные программы несли слушателю мир разных человеческих чувств. Тоска о любви, уничтоженной войной, пронзительно звучит в песне „Если б не было войны", иронией овеяна песня „Зачем на свет девчонкой родилась", горечью воспоминаний о безвозвратно потерянном - песни „Старые обои", „Вспоминая о былом", исповедальная интонация слышится в песне „Не судите меня", народный юмор - в песнях „А почему ушла любовь", „Ночки-денечки". Объединенные единой темой выходят в свет альбомы пластинок: „Разговор с женщиной", „И все же побеждает добро"; готовится к выходу альбом с песнями, посвященными военной теме, - „Парни 41" и „Если б не было войны". Звучат песенные циклы Толкуновой на радио, с экрана телевизора...

 

Артистка искала форму для воплощения масштабных раздумий о жизни, драматически насыщенного действия.

 

- Пятнадцать лет пела я о женщинах на эстраде. Но со временем поняла, что в песне невозможно выразить всю психологическую глубину и прекрасную сущность наших женщин. Тогда и возникла идея спектакля.

 

Учитывая пожелания певицы, композитор И.Катаев создает большое театрализованное полотно - драматическую оперу „Русские женщины" по мотивам поэмы Некрасова, стихов Пушкина и Кольцова. В оперном спектакле участвует хор, балет, симфонический оркестр и, наряду с вокальной группой, драматические актеры. Сюжет спектакля (автор сценария и режиссер Е.Лаговский) переносит зрителя в прошлый век, к тем историческим событиям после восстания декабристов, которые высветили удивительные своей нравственной красотой характеры русских женщин. Из четырех женских ролей - Княгини, Солдатки, Невестки, Свахи - складывается обобщенный женский образ. Княгиня, главная героиня спектакля, в глазах светского общества - жена государственного преступника. Она лишается всего - положения, состояния, дома, где остается её сын, - и преданно следует по этапу за мужем, сосланным в  Сибирь. Её, изгнанницу, называют жалкой рабой. „Нет, я не жалкая раба, я женщина, жена - пускай горька моя судьба, я буду ей верна" - в этих словах кроется сердцевина характера, созданного Толкуновой. Стойкость, человеческое достоинство, самопожертвование - душевные качества русской женщины, всегда с необыкновенной силой дававшие о себе знать в самые тяжкие моменты и её личной, и общественной жизни.

 

Каждая из других женских ролей вносит свой мотив, который дополняет и обогащает образ главной героини. За порогом жизни высшего света Княгиню встретила подлинная жизнь народа - с его горем бездонным, с его щедростью душевной, с его великой способностью к веселью без края... И все в ней находит глубокий отклик. Судьба Княгини постепенно как бы сливается с судьбой народной.

 

В судьбе самой артистки спектакль, сплавивший воедино разные элементы сценического искусства, стал этапным. Все, что накапливалось, нарабатывалось годами в исполнительском стиле певицы: эстрадность, народная распевность, романсовый лиризм, драматическая характерность, - получило воплощение в целостном художественном представлении.

 

Премьера спектакля состоялась в феврале 1986 года в концертном зале „Россия".

 

- Самое-самое главное для меня, что в том году произошло, это работа над оперой „Русские женщины". Четыре русских женских образа, разных по характеру, потребовали от меня наполненности и артистизма. Это - роли... Для меня такое счастье - спеть эту оперу!

 

1986-й стал для певицы дебютным годом. Наряду с дебютом в опере, состоялась первая встреча Толкуновой с кинематографом. На студии „Мосфильм" был снят музыкальный фильм-фантазия „Верю и радугу" (режиссер В. Фетисов). Согласно народному поверью, за каждым из семи цветов радуги - своя полоса жизни: красный цвет - война, синий - море, желтый - хлебное поле... 15 разных песен, и в их числе полюбившиеся слушателям „Воспоминание", „Песенка без конца", исполняет в фильме Толкунова.

 

Пришла творческая зрелость, а с ней способность взять на себя, выдержать спектакль, включающий разные художественные средства - и искусство пения, и искусство слова. Так возник под руководством Толкуновой Московский театр музыкальной драмы и песни. Он сплотил коллектив людей, близких по своим творческим устремлениям. Это балетная труппа, которой руководит балетмейстер Т.Тимофеева, ансамбль „Элегия", куда вошли музыканты, много лет сотрудничающие с В.Толкуновой, это и пианист Д.Ашкенази, певец С.Толкунов.

 

Вслед за первой постановкой театра „Русские женщины" в 1986 году появилась другая - музыкальная композиция „Ожидание" на стихи Роберта Рождественского с музыкой ленинградского композитора Владислава Успенского. К воплощению поэмы Р.Рождественского в музыке обращались разные композиторы. Почему Толкунова отдала предпочтение музыке В.Успенского?

 

- Мне, например, нравится музыка М.Таривердиева на эти стихи. Но она написана в оперном жанре и предназначена для исполнения оперной певицей. Успенский же привлек прежде всего тем, что у него чередуются вокальные монологи с чтением стихов. Мне было интересно попробовать.

 

Звание народной артистки России - лучший новогодний подарок. Я хочу, чтобы не только у меня душа пела, но чтобы всегда пела и душа народа.

 

У каждого из нас есть мечта любить и быть любимым в наш практичный и ожесточенный век. Дефицит доброты и нежности приводит порой к непоправимым нравственным потерям. И поэтому так хочется вернуть людям веру в красоту и искренность человеческих отношений.

 

Многочисленна почта певицы. Одно из присланных ей писем содержало стихотворение. За бесхитростными, чуть наивными строками поэта-любителя нельзя не почувствовать признательность слушателя за человечность её искусства.

 

Мне образ Ваш ночами снится,  
Живу тем образом дыша.  
Спасибо, милая певица,  
За то, что в песнях есть душа.

 

Песни для нас, как цветы на лугу,  
В холод и зной горячий.  
И без любви я прожить не могу.  
Я не могу иначе.

 

Не удивительно, что поездкам по стране, встречам со своими слушателями не только в концертных залах, но и в цехах заводов, на полевых станах отдано немало дней в напряженном по времени творческом графике певицы.

 

- Люблю путешествовать и напитываться впечатлениями от встреч, от эмоций зрителей на концертах. Мне легче сказать, куда я не ездила. Довелось побывать и в пустыне, где пески, жаркое солнце, но ведь и там человек живет и созидает. Считаю, что человек может жить везде.

 

Брянск, Псков, Курган, КамАЗ, Атоммаш, Кузбасс, Норильск... С первой актерской бригадой приезжала Толкунова на БАМ, а всего побывала там четыре раза. Три раза ездила в Сахалинскую область, в 1985 году - с сольным концертом.

 

- Я решила выступать не только перед южносахалинцами, но съездить в Холмск, Невельск, Долинск, Корсаков, посетить Курильские острова, хотя, честно признаться, от последнего отговаривали: погода неустойчивая, дорога сложная, поселок маленький. Но намерение мое было твердое, и не пожалела... Я очень люблю природу, а здесь она прекрасна - широта необъятная, море, сопки. Глаз кинешь - кругом красота. Мне понятно, почему люди, которые здесь живут, не могут расстаться с этим краем и вновь возвращаются сюда. Вот если бы теперь довелось спеть о Курилах, то я бы уже знала как надо исполнить. Спела бы совсем по-иному, не так, как могла бы спеть, не побывав здесь.

 

Народные истоки питают творчество артистки. Близость к народу, стремление полнее выразить  его душевный мир, любовь к русскому фольклору явились той внутренней силой, которая помогла расцвести песенному дару Валентины Толкуновой.

 

- К сожалению, много у нас чужого, наносного. В Ленинграде мне посчастливилось встретиться с Мишелем Леграном. Он приехал в Советский Союз, чтобы услышать наши песни. И вот в России ему не хватило именно русских песен. И тогда меня попросили спеть несколько народных песен. Кристин и Мишель Легран были восхищены нашими песнями. Потом они вдвоем спели русскую народную песню «По Дону гуляет», справедливо заметив, что у каждого народа должны быть свои песни. Всякое заимствование приводит к эклектике.